Подготовка к школе
Дополнительная образовательная программа «Предшкольная пора» составлена на основе программы «Преемственность» (автор Н.А.Федосова). Программа учитывает все требования, характерные для
данного типа программ согласно Федеральному Закону РФ «Об образовании в Российской федерации»
и соблюдает права ребёнка согласно «Декларации прав ребёнка», национальной образовательной
инициативы «Наша новая школа»
Цель программы:
* обеспечить равные стартовые условия прихода детей в школу, позволяющие успешно адаптироваться к новым условиям жизни;
* подготовить дошкольника к любой системе школьного образования (УМК).
Задачи программы:
* развитие эмоционально-волевой и познавательной сфер;
* развитие коммуникативных навыков;
* формирование и развитие психических функций и познавательной сферы детей;
* развитие обще учебных умений;
* охрана и укрепление здоровья.
Содержание программы
соответствует возрастным особенностям детей 5—6-летнего возраста и составляет основу для использования личностно ориентированных и развивающих технологий.
В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. При подготовке к школе данная программа не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы.
Содержание программы построено на интегрированной основе и деление на предметы условно. Условность обозначена подготовкой ребенка к названию школьных предметов.
Новизна программы
состоит в следующем:
1. обучение детей осуществляется в рамках предшкольного образования, обеспечивающего переход от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному обучению в начальной школе;
2. учитываются возрастные особенности детей и отличия в организации дошкольного образования и начальной школы;
3. специфика организации подготовки детей к школе заключается в том, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра – с включением игровых проблемно-практических ситуаций, совместного выполнения предлагаемых заданий, с опорой на обогащённую предметную среду;
4. учитываются возможности образовательного учреждения, на базе которого будет реализована данная программа;
Актуальность программы
обусловлена возросшей потребностью более тесного взаимодействия семьи и образовательного учреждения на этапе подготовки детей к школе. Семейное воспитание не всегда в состоянии компенсировать отсутствие общественного дошкольного образования. Иногда это ведет к нарушению психического и соматического развития детей. Данная программа предоставляет возможность комплексно решать проблемы социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста к новым условиям, направлена на создание комфортных условий для развития ребёнка, его мотивации к познанию, интеллектуальное развитие, укрепление его психического и физического здоровья через использование технологий здоровьесбережения.
Педагогическая целесообразность
программы продиктована необходимостью оказания помощи родителям и педагогам во всестороннем развитии и подготовке к школе детей, посещающих и не посещающих дошкольные образовательные учреждения.
Содержание учебных занятий направлено на выявление индивидуальных возможностей ребёнка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы.
Занятия с детьми строятся на интегрированной основе с широким использованием игровых методов, что позволяет устранить разного рода перегрузки.
Концепция программы
рассматривает преемственность как создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям. Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием.
Концепция программы базируется на следующих принципах:
* непрерывности развития ребенка;
* общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей;
* развития творческих способностей у детей;
* развития личностных компетентностей ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания;
* развития и укрепления здоровья личности;
* развития духовно-нравственных убеждений личности;
* развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;
* преемственности между обучающими, обучающимися и родителями.
Основаниями для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием являются:
* ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности ребенка, на его «зону ближайшего развития»;
* создание условий для включения ребенка в новые социальные формы общения;
* организация и сочетание в единой смысловой последовательности продуктивных видов деятельности;
* подготовка перехода от игровой деятельности к учебной;
* обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности.
В основе программы подготовки к обучению в школе лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии.
Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности.
Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности, содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.